|
|
| Московский альбом Суворовой−Алферовой | | |
|
|
07.06.2008 Областная аналитика и интервью » Культура
В рамках проекта «Юбилейные даты» в серии «Мастера наивного искусства» Государственным учреждением культуры города Москвы «Музей наивного искусства» выпущен альбом-монография саратовской художницы Лидии Ивановны Суворовой-Алферовой.
Издание было намечено к 2006-му году – 105-летию со дня рождения художницы, однако, было выпущено лишь в конце прошлого месяца. Вступительное слово в альбоме принадлежит директору Музея наивного искусства Владимиру Грозину, выразившего благодарность за предоставленные материалы руководству Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Российского Дома народного творчества, Радищевскому музею и Саратовскому областному музею краеведения. «И, конечно, отдельно стоит поблагодарить, - заключает Грозин, - художника Вячеслава Владимировича Лопатина, в настоящее время работающего художником-реставратором Саратовского государственного художественного музея имени Радищева, и Вячеслава Алексеевича Дьяконова за предоставленные работы художницы из своих частных собраний, многие из которых впервые напечатаны в данном сборнике». В альбоме имеется автобиография Суворовой-Алферовой, записанная с ее слов Лопатиным и имеющая безусловный историко-культурный интерес, а также искусствоведческое исследование творчества саратовской художницы, сделанное заместителем директора Радищевского музея по науке Людмилой Пашковой. Саратовская художница Суворова-Алферова (1901-1982) сделала первые живописные опыты в 1958 году. В начале 1960-х ее заметил молодой художник Лопатин, работавший тогда методистом по изобразительному искусству в Областном доме самодеятельного творчества. Безусловную поддержку художнице оказал в дальнейшем директор областного Центра народного творчества Дьяконов. В 80-90-е годы прошлого века живопись Суворовой-Алферовой украшала коридоры СОЦНТ на Радищева, 24. Помимо интерьерных композиций была представлена тема зверств фашистов в России. С переездом СОЦНТ в бывший ДК «Саратовстекло» эти картины исчезли. Мной в 2006 году в фондах был обнаружен портрет Лопатина не числящийся в накладных фондов СОЦНТ и передан Лопатину. Он сейчас включен в московский альбом. Пашковой отмечено, что Суворова-Алферова создала также портрет нынешнего гендиректора Радищевского музея Тамары Гродсковой. Родившаяся в селе Золотом – в 60-километрах от Саратова, в старообрядческой семье, художница в детстве пела в церковном хоре. В юности она приняла всей душой советскую власть. В 1919-м вступила в ряды большевиков и ушла добровольцем в Красную Армию, с которой прошла от Царицына до Грозного в составе 2-го эпидемического отряда Красного Креста по борьбе с тифом в Десятой Армии. Участвовала в установлении советской власти на Северном Кавказе. В 1921-1927-х годах работала в женотделе Саратовского губкома ВКП(б), была депутатом 10, 11 и 12-го созывов Саратовского горсовета. Приняв, осмыслив и воплотив в творчестве теории «Формулы цвета» саратовских художников «гущинского круга» Солянова, Лопатина и Чудина Суворова-Алферова, будучи прикованной к постели, создала множество картин. Помимо цикла про Отечественную войну выделяется цикл про установление советской власти в Саратове, ряд работ из которого вошли в альбом. Это «Первый государственный флаг в Саратове, «Саратовский «Маяк» - первый подпольный большевистский кружок в Саратове», «Освобождение политзаключенных из Саратовской тюрьмы в 1917 году», «Арест казачьего атамана». Картина «Маки» сближает Суворову-Алферову с безумным художником-авангардистом 1960-1980-х годов Владимиром Яковлевым, чья совместная с Анатолием Зверевым, выставка проходила в стенах радищевского музея. Картины «Мое детство, «Саратовские грузчики» могут быть соотнесены с творчеством группы «Ослиный хвост». Уникальность для российского искусства творчества Суворовой-Алферовой в том, что пожилая, безнадежно больная женщина, начав с копирования Шишкина и усвоив авангардные теории, реализовалась как крепкий и неповторимый мастер-живописец. Жаль лишь, что творчество Суворовой-Алферовой не было по достоинству оценено именно саратовскими руководителями культуры. Москва здесь оказалась на высоте.
|
|
| |
|
|