17.02.2009 Областная аналитика и интервью » Образование
За 2008 год все запланированные параметры реализации приоритетного национального проекта «Образование» выполнены:
В результате конкурсного отбора определены 53 школы области - победители среди учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. За три года реализации данного направления гранты по 1 млн. руб. получили 122 школы области. Это позволило создать современные условия обучения и повысить квалификацию педагогов. Указанные школы стали базовыми для других учреждений.
Впервые проведен областной конкурс «Лучшая базовая сельская школа». 40 школ-победителей получили современное оборудование на общую сумму 20,0 млн. руб.
Созданию современных условий обучения способствовали поставки учебного оборудования и автобусов в школы. В 2008 г. объемы поставок составили 263 комплекта различного оборудования и 76 школьных автобусов. Всего за три года реализации проекта в школы области поставлено 949 комплектов учебного оборудования и 217 автобусов.
Перечисленные направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в текущем году на федеральном уровне реализовываться не будут. Вместо этого с 2010 года начнется реализация проекта «Наша новая школа», разработанного федеральным министерством с учетом задач, поставленных по развитию школьного образования в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Однако на областном уровне мы продолжим их реализацию через проведение областных конкурсов «Лучшая школа области» и «Лучший ученический класс» с общим объемом финансирования 30,0 млн. руб.
Кроме того, в этом году продолжатся при поддержке федерального бюджета масштабные закупки различного оборудования и автобусов школам в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования области. В прошедшем году объемы поставок в рамках комплексного проекта составили 1600 комплектов учебного, компьютерного, спортивного, медицинского оборудования, оборудования для пищеблоков, мебели, 100 автобусов. Что вкупе с поставками в рамках других направлений приоритетного национального проекта позволило обеспечить современные условия обучения для почти 64% школьников области. Задача этого года – поднять данный показатель до 75%.
По направлению «Поддержка лучших учителей президентский грант по 100 тыс. руб. получили 177 лучших учителей области. Торжественная церемония их награждения состоялась 3 октября этого года. В качестве областного компонента проведен конкурс «Учитель года» и впервые - конкурс «Воспитатель года».
Федеральная поддержка, выделяемая по данному направлению, в текущем году составит 17 млн. руб. Конкурс объявлен. Муниципалитеты извещены о сроках и условиях его проведения. Конкурсная комиссия начала работу по отбору победителей с 9 февраля этого года. В мае, в соответствии с утвержденным планом-графиком, списки победителей будут направлены в федеральное агентство по образованию.
Более 14 тысяч учителей получают ежемесячные доплаты за классное руководство. Годовые ассигнования, необходимые на эти цели в 2008 году, освоены в полном объеме. На реализацию данного направления в текущем году из федерального бюджета в область поступит 175,8 млн. руб. после принятия соответствующего федерального нормативного акта. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 109,6 млн.
Признание успехов талантливой молодежи способствует росту активности молодых людей в проведении мероприятий различного уровня, стимулирует их творческий потенциал. В этом году 76 представителей области получили премии на общую сумму 2 миллиона 700 тысяч рублей. 22 декабря 2008 года в Академическом театре драмы состоялась торжественная церемония их награждения.
Среди наиболее знаковых достижений 2008 года - золотые медали на международной олимпиаде по физике во Въетнаме (Самойлов Леонид), на олимпиаде по информатике в Египте (Калужин Александр). Диплом 2 степени получил на математической олимпиаде в Болгарии (Мокин Василий).
Впервые в истории олимпиадного движения области команда школьников из 8 человек на заключительном этапе всероссийской олимпиады по информатике получила дипломы всех степеней: 1-ой, 2-ой, 3-й.
Третий год подряд студенты области побеждают на Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна». В 2006 и 2007 годах завоевано 1 место в командном зачете, в 2008 году - III место по России, и I место по Приволжскому федеральному округу.
В текущем году квота для победителей областных мероприятий составляет 28 премий по 30,0 тыс. руб. (на уровне прошлого года). Не менее 50 премий по 30,0 и 60,0 тыс. руб. мы надеемся получить по итогам всероссийских и международных мероприятий.
В январе-феврале этого года проведен региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по 13 предметам с участием около 800 одаренных школьников области. Определены победители, которые примут участие в федеральном этапе олимпиады и смогут претендовать на награждение президентской премией.
Теперь о реализации Комплексного проекта модернизации образования области. Важнейшим итогом работы в 2008 году является нормативное закрепление всех изменений, происходящих в школьном образовании области. Напомню, что это – введение новой системы оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, создание региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений, государственно-общественное управление системой образования.
Основные результаты реализации комплексного проекта в прошедшем году следующие:
─ средняя зарплата учителей 346 пилотных школ возросла более чем в 2 раза: с 6,9 до 14,8 тыс. руб.;
─ с января 2008 г. введено нормативное подушевое финансирование в общеобразовательных учреждениях всех муниципальных районов. Доля учебных расходов в нормативе увеличена по сравнению с 2007 г. в 5 раз и составляет 3%.
─ как я уже говорил за счет массовых поставок в школы оборудования и автобусов доля школьников, обучающихся в современных условиях, повышена до 64%. Созданы 224 базовые школы и ресурсные центры;
─ во всех муниципалитетах созданы органы государственно-общественного самоуправления. Управляющие советы действуют в 97% школ области.
Помимо реально-измеримых результатов уже проявляются социально-экономические и образовательные эффекты реализации комплексного проекта.
Прежде всего, изменилось отношение общественности к системе образования. Повышаются требования к уровню образования детей в связи с существенным повышением уровня заработной платы педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
За счет финансовой поддержки высококвалифицированных педагогических кадров за качественные показатели их работы начались качественные изменения в учительской среде. Обозначилась значительная дифференциация в зарплате учителей одного и того же образовательного учреждения, главным образом, за счет стимулирующих выплат за качество работы. Доля учителей, получающих заработную плату свыше 15 тыс. руб. по итогам 2008 года составила 35,3%, от 10 до 15 тыс. руб. – 37,9 %, ниже 10 тыс. руб. – 26,8 %.
В связи с введением нормативного финансирования происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на образование в муниципальных районах. Развивается экономическая самостоятельность образовательных учреждений. Величина нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в связи с переходом на новую систему оплаты труда с 1 сентября 2008 года в пилотных общеобразовательных учреждениях области увеличена не на 66%, как предполагалось по обязательствам, а в 2,5 раза. По размерам подушевых нормативов Саратовская область уступает лишь Московской области и Якутии, а также Карелии, Белгородской и Томской областям по нормативу на сельского ученика.
В области создан региональный центр оценки качества образования, который оснащен современным компьютерным оборудованием. Разработана и апробирована автоматизированная система управления качеством образования.
26 января 2009 года в г. Москве в Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, на оказание финансовой поддержки в 2009 году. В заседании приняли участие Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, руководитель Федерального агентства по образованию Н.И. Булаев и другие члены комиссии.
По итогам заседания принято решение продолжить поддержку реализации комплексного проекта модернизации образования в Саратовской области в 2009 году. Согласно приказу федерального министерства от 4.02.09 № 29 в текущем году в область поступит почти 285 млн. рублей федеральных средств. По объему финансовой поддержки наша область находится на 4-м месте среди 31 субъекта РФ – участников проекта и уступает лишь Московской области, Краснодарскому и Алтайскому краю. На основании указанного приказа будет заключено Соглашение с Федеральным агентством по образованию. Подготовлен проект постановления Правительства области о реализации комплексного проекта модернизации образования в 2009 году, который утвердит показатели на 2009 год, план мероприятий и финансовый план. Готовятся соответствующие соглашения с администрациями муниципальных районов (городских округов) области.
На заседании комиссии Саратовская область по итогам 2008 года отмечена в качестве одного из лидеров по внедрению новой системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования. Положительная оценка дана и развитию государственно-общественного управления в системе образования области.
Проблемным для нас является вопрос развития и оптимизации сети школ.
Достаточно сказать, что по итогам федерального мониторинга за 2008 год в 4 районах области наполняемость классов в сельских школах в среднем составляет менее 7 чел. Это Самойловский (6,2), Хвалынский (6,4), Турковский (6,5), Новобурасский (6,9) районы.
В 9 районах этот показатель составляет от 7 до 8 чел. Это Аркадакский, Аткарский, Дергачевский, Духовницкий, Екатериновский, Лысогорский, Петровский, Татищевский, Ртищевский районы.
В 9 районах наполняемость классов на селе составляет в среднем от 8 до 9 чел. Это Балаковский, Балашовский, Вольский, Воскресенский, Ершовский, Калининский, Красноармейский, Краснопартизанский, Романовский районы.
Таким образом, в половине районов области наполняемость классов на селе менее 9 чел.
И если я не озвучиваю остальные районы, то это не значит, что там ситуация нормальная. По итогам 2008 года только 3 района области выходят на среднюю наполняемость классов на селе, близкую к нормативной. Это Александрово-Гайский, Энгельсский и Питерский районы.
В том, что наполняемость классов на селе почти не изменилась, свою роль сыграли инерция прогнозирования ситуации на местах, и тот факт, что введение новой системы оплаты труда в 2008 году коснулось только 346 пилотных школ региона, а это 32% от их общего числа. Однако с января 2009 года на новую систему оплаты труда перешли все школы, а значит неизбежно заработают финансовые механизмы для оптимизации сети малых школ так как заработная плата учителя напрямую зависит от количества учеников в классе.
Сразу оговорюсь, что все решения об изменениях сети школ принимаются муниципальными советами депутатов, а решения о закрытии сельских школ - только с согласия сходов граждан.
На заседании федеральной конкурсной комиссии по отбору регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, на оказание финансовой поддержки в 2009 году проблема малокомплектной школы вынесена в качестве критической задачи 2009 года. Было отмечено, что данная проблема является общей для всех регионов Российской Федерации и оптимального механизма для ее решения пока не найдено.
Помимо этого для всех регионов-участников проекта в 2009 году поставлена задача принять участие в подготовке федерального государственного образовательного стандарта, который включает требования к условиям, структуре образовательных программ и результатам их реализации.
По введению новой системы оплаты труда – к концу 2009 года будет выработан унифицированный подход к учету интенсивности работы учителя с точки зрения ученико-часа.
По нормативному подушевому финансированию необходима новая методика расчета нормативов – не по минимуму, а в привязке к стандарту и обеспечению полноценных условий его выполнения. Должен быть унифицирован подход к малокомплектным школам.
В рамках развития региональных систем оценки качества образования должны быть выработаны требования к результатам реализации образовательных программ.
Основная задача по общественному участию в управлении образованием – оформление электронного паспорта школы и закрепление его в стандарте.
Совместно с институтом открытого образования «Эврика» в конце прошлого года мы приступили к реализации проекта по созданию в Саратовской области экспертно-информационной системы «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования». 16 февраля этого года на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования состоится второй проектный семинар по запуску данной системы. В семинаре примут участие федеральные эксперты, работники системы образования области и представители заинтересованных министерств и ведомств.
План реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» на территории области в 2009 году утвержден приказом министерства образования (от 29.01.09 № 66). Мы приступили к его реализации. Успешность проводимых мероприятий по качественному изменению системы образования возможна только при условии четкого взаимодействия и взаимопонимания всех участников проекта на муниципальном уровне.
Автор: saratov.gov.ru