Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
  Юбилей педагогического образования  
27.03.2009 Областная аналитика и интервью » Образование

    «Проблемы высшего педагогического образования: история и современность» - под таким названием прошел круглый стол в СГУ имени Н.Г.Чернышевского. Он собрал вместе преподавателей университета, педагогов городских школ и специальных учебных заведений, учителей-методистов, студентов. Инициатором встречи выступила кафедра педагогики СГУ. Высшему педагогическому образованию в Саратове исполняется 90 лет. Дата знаменательная. И можно сказать, что для университета юбилейная вдвойне. В этом году грядет еще одно событие - скоро будет отмечать 70-летие и кафедра педагогики СГУ.

 Небольшой экскурс в историю формирования университетского педагогического образования провел профессор, доктор исторических наук Анатолий Аврус. Начиналось, конечно же, все не сразу. Довольно долго университет обходился без педагогики как таковой, давая лишь общее, хотя и фундаментальное научное образование. Первый педагогический семинар появился лишь в 1920 году. Вел его прибывший из Петрограда в Саратов ученый Август Кробиус. В 1922 году было открыто четыре новых факультета, одним из которых стал педагогический. Факультет просуществовал девять лет. Можно сказать, что именно с появления первых факультетов в СГУ началась новая «педагогическая эра». И, несмотря на многочисленные последующие реорганизации, основа была положена, и интенсивное развитие продолжалось и далее.

Директор лицея-интерната естественных наук СГАУ имени Н.И. Вавилова Галина Конычева привела слова известного французского дипломата 19 века Талейрана: «Образование – это особая держава без границ и конца». Конычева заметила, что надо учитывать, что, несмотря ни на какие модернизации, образование все-таки очень консервативная область знаний. Задачу учителя директор видит, прежде всего, в формировании у ребенка интереса к знаниям и навыков адекватной самооценки. Возглавляемый педагогом вот уже 16 лет лицей давно и самым тесным образом связан с кафедрой педагогики СГУ. Это позволило создать во многом уникальное образовательное учреждение. Учебное заведение вовсе не претендует на какую-либо особость и элитарность. Здесь занимается много сельских детей.

Проблемы образования, в том числе и высшего педагогического, на сегодняшний день более чем очевидны. И возникают они совсем не на пустом месте. Об этом говорила в своем докладе «О мотивации студентов СГУ на педагогическую деятельность» кандидат педагогических наук Ирина Ястер. Приведенные статистические данные наводят на размышление. Саратовские студенты не очень «горят желанием» идти «сеять разумное, доброе, вечное». Сознательно посвятить свою жизнь педагогической деятельности намерены лишь 8-10% из них. 9% написали, что «они никогда не будут работать в школе». Никаких дальнейших перспектив на этом поприще для себя они не видят. Прежде всего потенциальных педагогов реально отпугивают низкий статус, непрестижность и небольшая зарплата учителя. 40% студентов считают, что могли бы работать, если при этом будет возможность получать удовольствие от своей трудовой деятельности. Интересно, что из 1600 опрошенных ВЦИОМом респондентов плохо о профессии учителя отзывались прежде всего люди с низким образовательным статусом и достатком. Педагогическая практика, которую в обязательном порядке проходят студенты старших курсов по мнению Ирины Ястер, обычно «правильно расставляет все акценты». Становится понятнее, чего от кого ждать и кто на что способен.

Замдиректора саратовской школы-гимназии №7 Иван Колесников коснулся деятельности педагога в современной школе. Сейчас появляется масса разных нововведений. В том числе и совершенно новые формы оценки знаний. К примеру, вызывающий серьезные споры и противоречия Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Возросло значение профильности и наукоемкости. Надо учитывать и происходящие временные изменения. Стали совсем другими и дети, и их родители. Вместе с тем статус и престиж профессии размываются и неуклонно продолжают падать. По мнению Колесникова, невозможно считать благом то, что с недавних пор сокращены часы, необходимые для проведения педагогической практики.

Нельзя не согласиться с утверждением педагога, что необходимо формировать позитивный образ школьного учителя. Вот только сделать это непросто. Никакого определенного «рецепта» нет. Но очевидно, что учитель должен обладать индивидуальностью, тактом и способностью придать знаниям, передаваемым детям, личностный характер. Но этот важный «тест» каждый проходит по-своему.

Проректор СГУ по учебно-методической работе Елена Елина констатировала, что в последние годы появилась и, можно сказать, стала вопиющей проблема, ранее, казалось бы, немыслимая. Все чаще учиться приходят абитуриенты, «не говорящие, не пишущие и не читающие». Тенденция грустная. Неудивительно, что для многих из них процесс обучения начинается с чистого листа. Через несколько лет школа может получить пополнение образованцев - полуграмотных и фактически профнепригодных горе-учителей.

«Думаю, что наш большой разговор сегодня только начинается. Есть еще очень много тем для обсуждения – в том числе и тех, которые нельзя обойти стороной, – сказала Елена Генриховна – Пусть он будет своеобразным прологом будущих встреч в преддверии грядущего 100-летия СГУ, которое будет отмечаться в декабре 2009 года».

Автор: Константин Кочетов для sarinform.ru
 
Курсы валют
на 21 Мая 2024 г.

Доллар - 90.6537
Евро   -   98.5842
Праздничный календарь
21 Мая
День Тихоокеанского флота
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития
22 Мая
Международный день биологического разнообразия
24 Мая
День кадровика
Европейский День Парков
25 Мая
Неделя солидарности с народами несамоуправляющихся территорий
27 Мая
День химика
Всероссийский день библиотек

Все праздники