Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
  Международный день музеев  
14.05.2009 Пресс-релизы » Культура

    18 мая – Международный день музеев
   Валентину Алексеевну Лазареву – ныне заслуженного учителя РФ СОШ №3 - я знаю с 1980 года: будучи сотрудником филиала художественного музея им. Радищева, свою первую лекцию по изобразительному искусству «Васнецов – сказочник» в детской библиотеке №3 я читала её ученикам.


 Почти тридцать лет совместной работы – это посещение постоянной экспозиции и выставок в филиале музея им. Радищева (запомнились занятия на выставках Г. Голобокова и художников Украины); экскурсии в Детскую художественную школу на выставки работ учащихся, преподавателей, балаковских художников, знакомство с учебными классами; посещение мастерских художников В.Д.Кузнецова, Л.В. Генерозовой, А.И. Подгузова, Н.С. Шаруева, встречи с которыми проходили впоследствии и в классе; посещение выставок в Ассоциации «Молодёжная инициатива» (Л.П. Самарцевой и др.), в Справочно – информационном центре АЭС (В.Д. Кузнецова и встреча с автором, «Декоративная композиция учащихся ДХШ», гимназия №2 («Цветы» В.Д. Кузнецова).

Значительную часть наших занятий составляли лекции по истории искусства. В классе читались тематические циклы «Язык изобразительного искусства», «Древнерусское искусство», «Русское искусство 18, 19, 20 веков», «Библейские сюжеты в искусстве», сопровождающиеся показом репродукций, альбомов, слайдов, видеофильмов (благодаря усилиям преподавателя технические средства были всегда в полном объеме и хорошего качества).

Почти 15 лет тому назад в кабинете русского языка и литературы В.А. Лазаревой начала работать постоянная экспозиция подлинных произвидений – «Этюды В.Д. Кузнецова» (в коллекции 30 работ), устраивалась выставка картин этого художника под названием «Последние цветы», а также – «Этюды Н.С. Шаруева». На постоянно действующей экспозиции эстетически выросло немалое число учеников-зрителей, доступ к картинам имели и их родители, учителя, гости школы.

Но прежде чем открылась экспозиция, В.А. Лазаревой была проделана огромная работа по обустройству класса, подготовке эстетической среды: консультации с художниками-оформителями по вопросам интерьера (И.А. Калашнёва), большой ремонт, замена мебели, штор и т.д.

А завершило эту работу оформленное художником А.А. Нуяндиным (частично И.М. Малашенко) панно с высказыванием из детского журнала «Отблески» (Азбука искусства для школьников), которое подчеркнуло направленность наших совместных усилий: «Ясный огонь искусства люди зажгли в незапамятные времена и с тех пор из поколения в поколение передают его. Подлинные произведения искусства способны перевернуть жизнь человека, сделать его более мужественным и благородным, мудрым и добрым. Чем ближе мы подходим к его немеркнущему свету, тем ярче отблески, падающие на нас. При этом надо соблюдать лишь одно условие – подходить к искусству с трепетной душой и желанием познать законы творчества».

В классе стали появляться книги по искусству, предметы декоративного - прикладного искусства (глиняные игрушки, «летающие» деревянные птицы, «хохлома», работы других художников (Н.С. Шаруева, А.И. Подгузова).

Подлинные произведения стали анализировать на занятиях, пытались писать свои литературные этюды. (Удачные работы учеников публиковались в местных газетах).

Обновленное пространство, ухоженные живые цветы, физическая чистота в классе (всегда поражали свежевымытые полы перед лекцией) создавали ту атмосферу, которая сама являлась непосредственным художественным воспитателем; здесь приятно учиться, быть собой, сюда вновь хочется возвращаться.

Еженедельно приходя в класс Валентины Алексеевны, обращала внимание на новые выставки репродукций на специальном стенде, которые «сопровождали» изучаемый литературный материал, представляя его в зримых образах. (Учителем собрана большая коллекция репродукций).

Но работа педагога, эстетически формирующая учащихся, выходила за пределы классной аудитории, а литература как вид искусства на примерах истинного изучалась в тесной связи с другими видами искусств, выявляя их органическое родство. Частыми были поездки в Саратов на просмотры оперных, балетных, драматических спектаклей, постоянных экспозиций и выставок художественного музея им. Радищева, на встречу с сотрудниками Научной библиотеки СГУ, которых знали по именам, для посещения отдела редких книг. К книге у Валентины Алексеевны особое отношение, которое она воспитывает и у своих учеников. Книги всегда в большом количестве в классе, неслучайно знакомство с домашней библиотекой коллекционера Р.С. Сайфутдинова, часть которой составляют книги по изобразительному искусству. (Заметим, что учащиеся стали приобретать книги по искусству для себя, в подарок для других).

Помимо Саратова совершались экскурсионные поездки в Хвалынскую картинную галерею им. Петрова-Водкина (искусствовед В.И. Бородина знает В.А. Лазареву и помнит её учеников), краеведческий музей (директор В.А. Непочатых также знаком с Валентиной Алексеевной, а его печатные труды есть в классной коллекции учителя), живописные окрестности Хвалынска, где эмоционально постигали окружающий мир, учились чутко к нему относиться, воспитывали собственную душу.

Живое общение с памятниками культуры и искусства учащиеся В.А.Лазаревой получали и во время поездок в Вольск, Пензу, Санкт-Петербург …

Широта и глубина проводимой учителем эстетической работы обращала к занятиям искусством и её учеников: Гуськова Оля, Балыкова Вика и др. закончили художественную школу, Кривогин Саша – музыкальную, сценическим чтением занимались Поляков Вова и Дудкина Оля, которая увлекалась и театром.

Громадной подготовки требовали от В.А. Лазаревой открытые уроки с присутствием директоров школ и учителей литературы, на которые она, не страшась, брала темы, тесно связанные с изобразительным искусством, - «Демон» М.Лермонтова и «Демон» М. Врубеля, «Личность Л.Н. Толстого. Его автобиографическая трилогия», где образ писателя рассматривался в портретах разных художников.

Также смело были выбраны учителем темы рефератов – «Портреты жён декабристов», «Автопортреты А.Пушкина», удостоенные дипломов I степени на Всероссийском и городском литературных праздниках.

Искусство не для знаний, а для воспитания души.

Внешняя и внутренняя красота отличают учеников Валентины Алексеевны.

Она сама - редкий пример честности, принципиальности, великого трудолюбия, огромных специальных знаний, широкой эрудиции.

Человек, который желает и умеет оказать помощь в трудные моменты жизни всем нам, в ней нуждающимся.

Валентина Алексеевна – Учитель, постоянным учеником которого хочется быть, просить позволения называться в любом возрасте.

Автор: Татьяна Кузнецова, искусствовед, преподаватель Детской художественной школы
 
Курсы валют
на 27 Мая 2024 г.

Доллар - 89.7026
Евро   -   97.0954
Праздничный календарь
27 Мая
День химика
Всероссийский день библиотек
28 Мая
День пограничника
29 Мая
День военного автомобилиста
Международный день миротворцев ООН
31 Мая
День российской адвокатуры
Всемирный день без табака
Всемирный день блондинок
1 Июня
Международный день защиты детей

Все праздники